Каталог
Услуги
Авторизация
Регистрация
Главная » Статьи » Конкурентоспособно ли малое предприятие?

Конкурентоспособно ли малое предприятие?

В отличие от предприятий-гигантов, в штате которых находится весьма солидный «арсенал» бизнес-аналитиков, руководители небольших организаций действуют чаще всего просто интуитивно. Современная литература, к сожалению, не предоставляет особых методик работы в условиях малых предприятий. Так возможна ли разработка четкой стратегии повышения конкурентоспособности в подобных условиях?

Крупные компании действительно имеют достаточно преимуществ: себестоимость крупных партий товара и арендная плата одного квадратного метра у них ниже, да и объемы средств, выделяемых на рекламные компании, достаточно ощутимы. Вдобавок покупатели, имеющие возможность приобрести в одном гипер- или супермаркете, гораздо охотнее откликаются на любые рекламные компании, проводимые более крупными конкурентами.

Однако стабильное существование небольших предприятий было бы попросту невозможно, не имей они неоспоримых преимуществ:

  • малые товарные запасы и большая гибкость в случае любых изменений на рынке; возможность быстрого принятия оперативных решений;
  • в случае необходимости быстрая реорганизация с минимальными потерями;
  • максимальная приближенность к покупателю;
  • доверие со стороны клиентов, зачастую знающих по именам как продавцов, так и самих владельцев;
  • клиентам приятно, что сам хозяин предприятия всегда в пределах досягаемости и легко может разрешить возникший вопрос;
  • затраты на рекламу, которые в крупных компаниях весьма ощутимы, в малых предприятиях сводятся к минимуму – небольшие партии товара расходятся гораздо быстрей, да и постоянных покупателей, которые практически ежедневно посещают магазин, информировать о новинках можно и в устной форме;
  • оказание услуг по доставке продуктов, продажа большинства товаров в разновес и пр. значительно повышает доверие клиентов, крупным же компаниям разводить покупки невыгодно.

Диагностика собственной конкурентоспособности и разработка стратегии

В целом анализ собственной стратегии и ее корректировка мало чем отличаются от стандартных методов, используемых на более крупных предприятиях. В данном случае небольшое предприятие вновь получает значительное преимущество:план развития не берется откуда-то «сверху», а разрабатывается на месте, исходя из конкретных условий, выяснения предпочтений клиентов возможно с помощью более частых устных опросов или небольших анкет.

Схематично разработку собственной бизнес-стратегии на небольшом предприятии можно представить следующим образом:

  • формулировка проблемы;
  • анализ сильных и наиболее слабых сторон конкурентов – владелец фирмы, торгующий ограниченным количеством товаров, в состоянии сам обойти соседние крупные компании и сравнить не только цены, но и качество реализуемых товаров, производителей, виды фасовки, выкладку и пр.;
  • исследование последних рыночных тенденций с помощью личного опроса поставщиков или изучения соответствующей информации в областных или городских СМИ;
  • анализ внутренних дел фирмы;
  • выводы;
  • составление подробного плана реализации новой стратегии.

Основные методы быстрого увеличения продаж, которые вполне по плечу небольшой компании:

  • так же, как и в крупных компаниях, в рекламных целях возможно временное снижение цен на некоторые продукты для повышения лояльности покупателей к магазину;
  • повышение стоимости на отдельные группы товаров на короткий или более длительный период;
  • расфасовка дорогих товаров более мелкими партиями;
  • более заметная выкладка изделий, имеющих большее конкурентное преимущество или большую товарооборачиваемость;
  • поиск новых поставщиков;
  • предложение новых видов услуг и пр.